Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.
Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:
- Развитие функциональной грамотности школьников
- Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке
- Примеры открытых заданий PISA
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)
- Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Приказ Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся
Программа, Функциональная грамотность 1-4 классы
Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5- 9 классы
Рабочая программа Основы финансовой грамотности 10 -11 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Твой выбор» для 8 -11 классов
Протокол №1 ШМО Гуманитарных наук
Выписка из протокола №1 заседания МО учителей естественных и точных наук от 31.08.2022 г.