Обеспечение доступности для инвалидов общего образования
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Обеспечение инклюзивного образования
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в РФ
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.03.2013 № 185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (вступил в силу с 1 сентября 2013г.)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015
- «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в ХМАО-Югре
- Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 1 июля 2013 г. N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2009 N 55-оз (ред. от 07.07.2011) "Об установлении региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных учреждений и о субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на реализацию основных общеобразовательных программ"
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013г. № 359-п «О порядке организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации»
- Постановление правительства ХМАО-Югры от 13.12.2013г. № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре»
- Приказ ДОиМН ХМАО-Югры «Об организации начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов на дому или в медицинских организациях»